*Emp’oxta śek’uma — «К подножию сопки» (язык айну)
1.Начало: Сахалин. Урал — Карафуто: Эйокеста
2. Продолжение: Сахалин. Сакарэйн-мосири — Волнообразная Земля
Долго раскачивался с рассказом об экспедиции по полуострову Терпения (Сиретоко) — не прошло и 12 лет:), опубликовав, правда, несколько журнальных статей и книгу (скачать pdf) - совместно с Первухиным С.М.
Итак, в конце июля 2005 -го я прибыл в Южно-Сахалинск, где меня встретили и приютили Первухины. Спал на полу в спальнике («тренировался «спать» перед походом), вызывая понятную ревность и чувство социальной несправедливости у кота Дымчика, имевшего свои виды на занятый мной угол.
Накануне (за день до старта экспедиции), утром 31 июля Первухин, покуривая на лоджии, показал мне рукой на зеленеющую сквозь туман сопку с базой «Горный воздух» и посоветовал прогуляться до неё. Для чего? — Посмотреть с высоты 600 метров на город, заодно, и он критически обозрел мой худосочный белково-нуклеиновый corpus, — поднять тонус мышц истощенного сидячей работой организма.
Взяв «журналистский», легкий Nikon 2 Мгпс, листок с набросанным Первухиным планом передвижения до горы Большевик и бутылку воды, я пошел «повышать тонус мышц», как приказал начальник экспедиции. Следуя плану, быстро добрался до окраины города, отсняв по ходу ряд объектов.
Воскресенский собор — кафедральный храм Южно-Сахалинской епархии. Фото:Новопашин С.А., 2005
Элементы фасада Воскресенского собора. Фото: Новопашин С.А., 2005
Элементы фасада Воскресенского собора. Фото: Новопашин С.А., 2005
Мемориальный комплекс, в честь советских воинов, погибших при освобождении острова в августе 1945 г. Фото: Новопашин С.А., 2005
На подходе к горе нельзя не заметить объект советского классицизма — бывший гостиничный комплекс для советских VIPов, который чуткий народ назвал «Леоновские дачи» — в честь одного из руководителей Сахалинской области — некогда первого секретаря обкома КПСС.
"Леоновская дача" - на месте храма Карафуто дзиндзя. Фото: Новопашин С.А., 2005
Построен гостиничный ансамбль был на месте Карафуто дзиндзя — храма синто, фотографии с почтовых открыток которого можно увидеть в первой части «сахалинской серии».
Храм Карафуто Дзинзя. Источник: Городская библиотека г. Саппоро, Япония, 1928. Ссылка на публикацию фотоизображения: Сахалин исторический. http://astv.ru/city/sakhhistory/nostalji/cherno-beliy-sahalin-kak-ranshe-viglyadeli-ploshchadi-oblastnogo-tsentra
Принц Хирохито «(Его Высочество) собственноручно высаживает (растения) в храме Карафуто-дзиндзя» («Karafuto jinja ni okeru o-tetsue» — перевод: Чевер). Источник фото: История и современность http://visualhistory.livejournal.com/700305.html ).
Отличный снимок вида на дорогу к храму (взят у Вячеслава Иванова «Живё:)М»). Почтовый штемпель выполнен в виде герба губернаторства Карафуто (принят в 1911 г.): три березовых листа и три березовые сережки. Стоит отметить, что флористическая геральдика - самая популярная и среди фамильных гербов ("ка мон") японской знати.
Далее — на подъеме, обогнув забор Леоновской дачи слева, наткнулся на родник и странного вида небольшой архитектурный объект явно не отечественной застройки. Правда, как положено, уже в отечественных, но худших традициях, изрядно отмеченный следами поколения «ублюдочных 90-х». Как выяснил позднее, сей объект являлся главной сокровищницей того самого Карафуто дзиндзя — синтоистского храма губернаторства одноименного губернаторства, и имел интригующее для русского уха название — хобуцугура-дэн.
Сей невзрачный, минималистский по стилю, домик из бетона с двускатной крышей — хобуцугура-дэн — практически все, что осталось от некогда величественного храмового синтоистского ансамбля губернаторства Карафуто.Фото: Новопашин С.А., 2005
Хобуцугура-дэн — практически все, что осталось от некогда величественного храмового синтоистского ансамбля губернаторства Карафуто. Фото: Новопашин С.А., 2005
Почти 80 лет назад (без 22 дней) — с момента (31.07.2005), как я имел честь лицезреть бывшую сокровищницу храма, его посещал (22.08.1925) будущий император Японии принц Хирохито, давший начало затем эпохе Сёва.
Как пишет замечательный сахалинский историк Игорь Самарин: «Принц собственноручно посадил перед храмом сосну, а сопровождающая его свита посадила на территории храма саженцы лиственницы, ели и пихты. В 1928 году молодые деревца были распределены по всем начальным школам острова. 5 сентября 1931 года император Хирохито подарил храму Карафуто дзиндзя драгоценные реликвии: бронзовый колокол, золотой меч, лук и шелковое полотно». То есть домик был построен специально для хранения реликвий на территории храма. Причем при возведении использовалось не традиционное дерево, но современный материал — заливной бетон.
«Самым необычным элементом в облике павильона являются ребристые стены и углы, напоминающие русские срубы, сделанные в технике „в обло“. Дело в том, что сокровищница в бетоне воспроизводит внешний вид деревянных сооружений, выполненных в стиле азекура-дзу-кури. Постройки этого стиля встречаются достаточно редко в средневековой архитектуре Японии, являясь нехарактерным для этой страны срубным типом конструкции. Треугольные в сечении бревна применялись при строительстве амбаров, в летнее время они высыхали, образуя вентиляционные щели, а зимой разбухали, плотно смыкаясь друг с другом» — пишет Игорь Самарин (см. его книгу «„Путь богов“ по островам. Синтоистские храмы Южного Сахалина и Курильских островов»).
Вид на Асахигаока (акварель). Ныне г. Большевик. Из архива Васильева (Шаизова): https://photos.sakhalin.name/photo/700901
Дальше поднимался по плотно заросшей просеке, игнорируя серпантин автодороги, снимая на ходу ботанические феномены Сахалина. А было их немало. Тут следует сказать, что первое, что наверняка удивляет биолога, попавшего на этот остров, так это смешение флор, как типичных для северных широт (вплоть до тундровых), так и субтропических. А учитывая, что Южно-Сахалинск (46°57′14″ с.ш.) лежит почти на широте Сочи (43°35′57″ с.ш.), то урожаи арбузов у аборигенного населения не должны вызвать удивления. Поэтому-то «злодей» Хрущев и срезал сахалинцам «северную надбавку». Из-за арбузов. Так гласит местная социальная мифология. Если бы не холодное Охотское море, то был бы Сахалин с Приморьем своего рода «российским Таиландом». Тем более что муссоны и там и здесь — обычное дело. Другое дело, что на Сахалин они приносят не только дождь, но и снег. Причем снега реально много.
Итак, представляю миниальбом флоры (и немного инсектофауны) Южно-Сахалинска с комментариями автора.
Лес на склоне г.Большевик. Фото: Новопашин С.А., 2005
Просека при подъеме на гору. Справа на переднем плане - Лилия "дебильная" - т.е. слабая (Lilium debile). Фото: Новопашин С.А,2005
Гусеница махаона. Фото: Новопашин С.А., 2005
Коитус усачей Лептура черная (leptura niger). Фото: Новопашин С.А., 2005
...прибыл третий партнер (на помощь?). Фото: Новопашин С.А., 2005
Перламутровка большая лесная (Argynis paphia), самка. Фото: Новопашин С.А., 2005
Дефилея Грея. Фото: Новопашин С.А., 2005
Триллиум. Фото: Новопашин С.А., 2005
Дёрен канадский. Фото: Новопашин С.А., 2005
Дудник амурский. Достигает высоты 2 метров...Фото: Новопашин С.А., 2005
Кто-то из перепончатокрылых (оса?) поймал добычу. Фото: Новопашин С.А., 2005
...они же -крупным планом. Фото: Новопашин С.А., 2005
Знаменитый "мега-лопух" - Белокопытник японский, - пожалуй, одно из основных пищевых растений жителей здешних островов. Заготовки его ведут почти в каждой семье, как у нас в средней полосе заквашивают капусту. Высота растения достигает свыше 2 метров. Фото: Новопашин С.А., 2005
...заготовка белокопытника на Карафуто., округ Эсутору (ныне Углегорск). Фото из архива А.Колесникова.
...как уже писал ранее, климат здешний способствует вегетации. Черника - рост стебля более 1 метра, ягоды - см. сравнение с 2-х рублевой монетой. Фото: Новопашин С.А., 2005
В итоге, добравшись до вершины г. Большевик (ранее — Асахигаока — «Холм восходящего солнца», яп.) примерно за часа полтора, я отснял панорамный вид Южно-Сахалинска с высоты 601 м над у.м., сравнив его с видом на Тоёхара 1930-х гг. (см. ч.1. в блоге), совершил звонки сыну и жене, и начал спуск вниз.
Вид на Южно-Сахалинск сквозь заросли клена на склоне г. Большевик. Фото: Новопашин С.А., 2005
...за неимением людей на вершине горы, мне пришлось прибегнуть к практике, ставшей порочной спустя десяток лет - selfie, и запечатлеть свой лик на фоне "Тоёхары в тумане". Фото: Новопашин С.А., 2005
К обеду я был в квартире Первухиных и в ванной комнате с мрачным наслаждением вытаскивал из правой musculus gluteus maximus (по-русски «из большой жопной мышцы») сахалинского клеща, которому вознамерилось вкусить уральской крови.
Прижигая ранку спиртом, предварительно напоив им до смерти восьминогого арахнида, я был уверен, что клещ при жизни был здоровый и не носил в себе опасного вируса. Первухин же, как всегда, цинично обнадежил, что «теперь ты почти посвящен в «сахалинские». — Почему «почти»? — Потому что: «Для Full Version надо переспать с гилячкой (т. е. с представительницей этноса нивхов — прим. авт.) и съесть собаку. И, главное, не перепутать процессы».
Времени ж, однако, не оставалось ни на первое, ни на второе условия посвящения — добивали рюкзаки, паковались… К тому же, собачку жалко, а завтра в поход.
Завтра наступило 1 августа. Загрузив снаряжение в машину, Сергей и Таня Первухины, Саша Прикащев, Миша Машарин и я прибыли на ж/д-вокзал Южно-Сахалинска.
Нас ждал поезд до Поронайска и почти семь часов самой легкой части путешествия.
Продолжение следует