Продолжение. Начало: Сахалин. Урал – Карафуто: Эйокеста
*Мосири происходит от мо - "малый" и сири - "место, пространство земли" (Добротворский М. М. «Айнско-русский словарь», Казань, 1875)
Надеюсь, не нужно объяснять, что случайностей не бывает. Все сущее, как минимум, определяется кармическими связями и долгами - рнанубандханами, кажущимися нам неожиданными ситуациями и решениями, которые лишь оттачивают предопределенности нашей жизни, задают аттракторы наших судеб… И, конечно, никто не отменял цикличность бытия, в коловороты которого мы погружены, наивно полагая, что существуем только в линейном времени.
Мыс Терпения. Когда-то он назывался Кита Сирэтоко саки (айн.).Фото: Новопашин С.А., 2005
Поэтому, чему было удивляться, что именно в год Ки-но-То-Тори* согласно циклу «дзюниси-дзиккан», я двинулся на Восток. А куда ж еще? Туда, «встречь солнца», где оно – солнце, там, за Курилами – островами Ч(Т)исима и восходит…
*Ки-но-То-Тори (Младшее Дерево – Петух, яп.). Дереву соответствует Восток, место, где восходит Солнце. Со стихией Дерево связано: весна, детство, юность, начало и зарождение всех процессов.
«Отважно» :) иду по литорали Охотского моря. Снимал Сергей Первухин (см. фотоальбом на Туристер.ру -https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/photoalbum/31847/13213828#photo )
Впрочем, восходит и рядом – в стране Нихон или Ниппон –日本, некогда называемой айнами Айну-мосири «Земля айнов», - заметим, не японцев!…и которую когда-то населяли люди, родственные нам по крови, вероятно, создавшие культуру Дзёмон (縄文; 13 000 до н. э. - 300 до н. э.), протогосударство Яматай, позднее переиначенное японцами-нихондзин в Ямато и присвоившими себе и название, и ритуалы, и культы автохтонного населения.
Кита Cирэтоко саки (яп. Сирэтоко 知床半島), на языке айну означает "край земли" (シリ エトク sir etok), saki -"мыс".Фото: Новопашин С.А., 2005
Действительно же, Ямато – это японское продолжение Яматай («Я-ма-та-и» — «место, где море рассекает сушу»). И создано оно было вероятно, предками айнов, которые пришли на острова, ставшие позднее Японскими примерно 15 тыс. лет назад. Такие данные, во всяком случае, приводит японский ученый Хасимото К. (橋本潔), опираясь на «Айну го дэ ходоку Гиси вадзин дэн / アイヌ語で解く「魏志倭人伝」- «Сведения о людях Ва из хроники Вэй-чжи», интерпретированные при помощи айнского языка. Например, известный в связи с кодексом чести самураев ритуал харакири (harakiri: hara «живот», и kiri «резать») имеет и второй смысл. Так, коннотациями слова «живот» являются; «душа»/ «жизнь», «намерения», «тайные мысли».
Правда, как пишет автор портала Miuki Mikado «хара» в японском смысле не является эквивалентом «души» в европейском понимании. Здесь можно говорить скорее о чувствах и эмоциях. И не случайно в связи с этим в японском языке имеется множество выражений и поговорок, относящихся к «хара». Например, человек, призывающий другого быть откровенным в разговоре, употребляет выражение «хара о ваттэ ханасимасё», что означает «давайте поговорим, разделяя хара», или, другими словами, «давайте поговорим, открыв наши животы». Характерны также такие изречения, как «харадацу» (подняться к животу, рассердиться) и др.
Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 г. Он только что написал свой предсмертный стих, который можно видеть в верхнем правом углу картины. Ёситоси Цукиока, ок. 1890 г. Британский музей (https://artchive.ru/artists/64097~Tsukioka_Esitosi/works/340417~General_Akasi_Gidaju_gotovitsja_sovershit_samoubijstvo_Serija_100_vidov_luny)
Японцы используют понятие «харакири» в обыденной речи, в письменной же и в официальной – «сэппуку», и что интересно, «сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные», китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот — 腹切り (первый иероглиф — «живот»; используются «кунные», японские чтения). На то, что этот позаимствованный ритуал и понятие, сомнений нет, так как в древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение.
Считается, что первое сэпукку было совершено даймё (князем) из рода Минамото в войне между кланами Минамото и Тайра, в 1156 году, при Хэгэн. Вообще, обряд разрезания живота в ранние периоды истории народов Дальнего Востока имел более широкое распространение, нежели лишь на Японских островах.
Говоря о приоритете айнского обряда вскрытия живота (взрезания брюшной полости - пере'), следует отметить, что подобные формы обрядового пассивного протеста совершались не только из отчаяния, но и имели оттенок жертвенности. Так, в языке айнов есть экоритохпа, ("принесение в жертву инау"), или в буквальном смысле - "изрезать живот" (Добротворский М.М., Арутюнов С.А.). Гипотеза Добротворского подтверждается фактом антропоморфности некоторых инау. Так, обычная инау – это небольшая заструженная палочка (чаще ивовая).
Инау. Источник: "Сахалин.Инфо"
В действительности различные инау оформлялись по-разному: некоторые инау могли быть вообще лишенными стержня сплетениями из стружек, другие – напротив не имели стружек.
Айн с ритуальной стружкой инау. Фото из коллекции Гродековского музея http://www.slovoart.ru/node/1793
Айны с инау. Источник: Аборигены Сахалина на фотографиях Б.О. Пилсудского http://www.kulturologia.ru/blogs/080516/29391/
У антропоморфных инау М. Добротворский различал следующие части: голову; шею (трекуф); руки (тэки); туловище, на котором отдельно различается передняя сторона (которо) с волосами (нуса которге), зарубками (тохпа) "как выражением разрезывания живота" и коротенькими застружками (кехпа-кехпа), "идущими от зарубок вверх и вниз и выражающими отвороченные вверх и вниз мягкие части передней стенки живота (гонт-ракисара)"; ноги (черен). "Судя по этим частям, - пишет М. М. Добротворский, - инау, без сомнения суть остатки человеческих жертвоприношений" (Добротворский М. Обряды племени айнов. М.,1980).
Фотографии айнов из поселения Сираои (айнское: Сираоикотан). Справа: старейшина в парадном одеянии начала эпохи Сёва (1926-1989). Отпущенная борода, на голове – священный убор из берёзовой коры, на теле – расшитое узорами кимоно, поверх которого – боевое хаори (накидка), на плече – перевязь с мечом. Источник: Фотоальбом Киносита Сэйдзо (木下清蔵).
Отметим также, что нередко айны бросали стружки-инау в водные, в том числе и в минеральные горячие источники – с целью умилостивить или испросить у духов (богов) камуи того или иного блага. Учитывая, что подобный ритуал – суть принадлежность погруженного в реальность «тонкого плана», мифического сознания, сознания доисторического, дологического, наверняка его следы присутствуют и на каком-то уровне психики современного «цивилизованного» человека. Чему лично я нашел доказательства, неоднократно наблюдая за пациентом одной из специальных клиник Екатеринбурга, который с определённой периодичностью рвал листки бумаги на длинные полоски, писал на них «просьбы» (причем не буквами, а «как положено» - закорючками-иероглифами), скручивал их в трубочки и спускал в унитаз, поскольку других «водных источников» в клинике не было, кроме ванной комнаты, но, как правило, закрытой для пациентов.(:))
Возвращаясь к основной теме, стоит упомянуть, что айны — единственные из малочисленных народов Дальнего Восток а России, которым было известно искусство ткачества. Женщины на самодельных ткацких станках изготовляли из ниток крапивы мосе и древесного луба си ткани для одежды. Нитки использовали для верёвок и сетей, из стеблей и корней крапивы добывали натуральные красители. Сотканной из луба вяза аттусь, одежда раскрашивалась своеобразным орнаментом. На более тонкие ткани шло волокно крапивы – тэтарапэ (Подмаскин В.В. Народные знания сахалинских айнов). Отмечу, что орнамент, как и сам тип одежды (распашной) не типичен для культур северных широт, а скорее близок к полинезийским культурам.
Айны в традиционной одежде. Девушка айну с татуажем губ. Источник: Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина http://www.karafuto.bambizo.ru/modules.php?op=modload&name=4nAlbum&file=index&do=showgall&gid=14
В целом, судьба айнов о. Хонсю, затем о. Хоккайдо (Эдзо), Курильских о-в (Чисима) и о. Сахалин (Северного Эдзо/ Карафуто), уничтоженных и частично ассимилированных японцами, отчасти напоминает судьбу «белого, высокого народа» динлин/динлинг или телэ, которые принесли в Южную Сибирь и земли современного Китая знания и технические инновации, а затем были уничтожены и ассимилированы китайцами, которые присвоили достижения динлинов, и по ходу же демонизировали их. Точно так же японцы, переняв у айнов ряд достижений (ни в коей мере не подвергаю сомнению достижения японской культуры в целом) - в военном снаряжении, одежде, и даже культ предков (синто), свойственный изначально для всех арийских народов, позднее нарекли их «рыжими варварами» и другими уничижительными прозвищами - Эмиси (Эбису) (毛人 - «волосатые люди»), или Эдзо (蝦夷 - «жабы-варвары Востока»). И, что показательно, первых русских, которых увидели японцы, они так же посчитали за «рыжих дикарей».
Самурай с «кровью Эмису» - потомок межэтнических браков японцев и айнов с севера Хонсю. Источник: Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина (айны) http://www.karafuto.bambizo.ru/modules.php?op=modload&name=4nAlbum&file=index&do=showgall&gid=14&offset=12&orderby=dateD
К слову, о культуре дзёмон. С нею связаны не только предки айнов, но и народ, известный историкам как Кумасо (熊襲 - «медвежьи нападающие») — этническая группа, которая проживала в Южной Японии, центральной и южной частях острова Кюсю, в течение III-VI веков. В результате войн японцев Ямато с кумасо они были почти истреблены и частично ассимилированы. Полностью исчезли в VII веке, оставив «прозвище» своего этноса, полученное от врагов – японцев времен государства Ямато, в названиях города и префектуры Кумамото. Культура дзёмон («След веревки») получила свое название по характерному шнуровому орнаменту на глиняной посуде, ее иногда называют японским неолитом. Обычно она датируется VIII — серединой I тыс. до н. э. Однако многие современные ученые, в том числе и В. Д. Косарев полагают, что ее начальный этап формировался гораздо ранее, даже ранее X тыс. до н. э. Тем не менее, несмотря на столь внушительную древность, предки айнского народа на Японских островах являются тоже пришельцами, поскольку прямой последовательности между дзёмоном и предшествующими палеолитическими культурами не прослеживается.
Археологические раскопы и находки - пос. Промысловое,. Поронайский район. Фото: Горбунов Сергей Вячеславович, на тот период работ (2006 г.) - сотрудник Тымовского краеведческого музея.
Археологические находки - пос. Промысловое,. Поронайский район. Фото: Горбунов Сергей Вячеславович, на тот период работ (2006 г.) - сотрудник Тымовского краеведческого музея.
Когда русские (нуча – на языке айну) первопроходцы дошли до Тихого океана, и айны радостно приветствовали их и называли братьями, то в ответ братских отношений получили мало… Притом, что Екатерина II строго-настрого запретила обманывать и притеснять «мохнатых курильцев», и даже, наоборот, всячески помогать им, на «местах» всегда найдутся те, кому и указ царя/царицы - не указ… Согласно «Словарю Айну - Нуча» авторства Бронислава Пилсудского, айны Сахалина называли русских нуча (Nuca). Столь казалось бы, странное наименование, связано с такими исторически зафиксированными этнонимами Сибири и Китая, как чжурчжени – юэчжи – нюйчжи – нуучи. Такие названия носили в разные времена и в разных языках восточно-сибирские европеоиды - восточные тохары. Кому интересно, рекомендую работы Константина Пензева, а из классиков – Г.Е. Грум-Гржимайло. Касательно автора словаря, то заслуги опального «политического» поляка, но затем признанного ученого мы отметили в первой части повествования, прокомментировав фотографию памятника Брониславу Пилсудскому.
Советская администрация острова в 1945-46 гг., в силу недальновидности чиновников выставила почти всех айнов с их родного Сахалина как «граждан Японии», т.к. наивных автохтонов японцы убедили принять гражданство. Последний на Сахалине мужчина-айну ушел из жизни в начале 1960-х гг., совершив, по традиции предков, обряд харакири. Согласно Википедии: «В течение 7-9 веков японцы захватили весь ареал проживания эмиси, за исключением Хоккайдо. Те из знатных эмиси, которые сдались яматоскому двору и признали власть императора на своих землях, получили прозвище «пленённый» (фусю) и подверглись ассимиляции. Покорённые неоднократно поднимали восстания, которые жестоко подавлялись. Последним властителем, в жилах которого текла кровь эмиси, был род «Северных Фудзивара». Однако в 12 столетии он был уничтожен силами самураев Камакурского сёгуната». С XII века иероглифическое соединение «эмиси» начали читать как «эдзо». Это название закрепилось за Хоккайдо, который называли «остров Эдзо/ Эззо» вплоть до XIX века (а также Матмай, Матсмай – по названию правящего здесь клана Мацумаэ). За Сахалином частично закрепилось название «Северный Эдзо» (Кита-Эдзо, 北蝦夷 ). Уникальнейший во всех смыслах этнос, родственный русским, обладавший удивительной и возвышенной мифологией, самой экологичной культурой и экономикой, остался локально на о. Хоккайдо, постепенно теряя родной язык… Язык, на удивление лингвистов, несущий в себе слова и понятия, близкие языкам: русскому, санскриту, литовскому, бакскому… Лингвисты лучше знают, каким языкам язык айнов не родственен, относя его то к американско-индейским, то к каким-то южно-тихоокеанским… Впрочем, историку Константину Пензеву, пожалуй, удалось нащупать следы происхождения айнов (от восточных тохаров/тугаров*, европеоидов Сибири**), и заметим, среди общих языковых предков айнов указан литовский язык, как ни странно, самый близкий к санскриту…
*tha-gar — «белая голова»; самоназвание тохаров: «артари»
**Тохары имели отправной точкой своей миграции, согласно теории профессора Л.С. Клейна, территорию фатьяновской культуры, т.е. Волго-Окского междуречья... Отсюда одна из тохарских групп мигрировала в Южную Сибирь и Казахстан... Из Южной Сибири пути миграции тохар разошлись на Орхон и к Синьцзяну.
Косарев В.Д., автор одной из крайне малого числа (в России единственная) монографий об айнах, на своем персональном сайте приводит около шестидесяти айнских слов, имеющих аналогии в русском, латинском, вообще в индоевропейских языках. Когда, по случаю (?) – в 1990 году я купил книгу «Кто вы, айны?», написанную двумя авторами – Таксами Ч. М. и Косаревым В. Д., я и подумать не мог, что спустя 15 лет буду вдыхать морской воздух на берегах, где были селения айнов.
Карта первоначального расселения айнов. Источник: Wikimedia.org
Не секрет, что не только айны севера Хонсю, Хоккайдо и Сахалина наносили татуировки на тело (порой включая лицо, и даже обязательно (!) – на губы у женщин айну). Воины Ямото также татуировали тело, с целью, как считали китайцы времен «Хроники трех царств» (в конце III в.) – оградить себя от проклятий камуи моря… Не удержусь процитировать, казалось бы, странный пассаж арабского историка и путешественника Ахмада ибн Фадлана (Х век) относительно «русов*», уделяет внимание практике татуирования тела: «И от края ногтя [ногтей] кого-либо из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев и изображений [вещей, людей?] и тому подобного» (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Под редакцией академика И. Ю. Крачковского. М.-Л., 1939).
*Русы в данном контексте понимаются (по В. Ключевскому, К. Пензеву) как варна, а не этнос, - как социально-профессиональное сословие, обозначая людей, принадлежащих к военному и торговому слоям и образующих сумму военно-торговых корпораций.
«Полная карта границ Эдзо (старинное название острова Хоккайдо – «Дикий»). Составлена в 7 году Каэй (в 1854 г.). Кроме Эдзо-Хоккайдо на ней обозначены Чисима (Курилы) и Эдзо-Карафуто с айнским названием «Сакарэйн» (Сахалин). Иероглифы, на 80% старописьменные. Под словом «дикий» - Эдзо здесь подразумевались все неосвоенные земли к северу от Японии. Источник: Карты Карафуто http://www.karafuto.bambizo.ru/modules/4nAlbum/album/map/08Kar_map_1854.jpg . Комментарий к карте и перевод с японского: Леонид Миронов из г. Корсаков (Из личной переписки автора).
Замечу, и поныне на острове, кроме автохтонов уйльта (ороков), проживают нивхи (гиляки) – этнос, возникший в результате смешения байкальского и айнского компонентов, и образует локальный расовый комплекс — амуро-сахалинский антропологический тип. Как язык айнов, выпадающий из классификаций языков мира, так и нивхский язык занимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура.
Нивхи сегодня. Источник: Etnic.ru http://etnic.ru/video/nivhi-video.html
Нивхи на промысле. Пос. Промысловое. Фото: Горбунов С.В., 2006.
Нивхи на промысле. Пос. Промысловое. Фото: Горбунов С.В., 2006.
Не уверен, что могу точно сформулировать – что двигало мной, когда перед стартом нашей экспедиции в 2005 году, я нанес на свое худое туловище знаки, которые для меня что-то значили – руны… Детский сад, скажите? Да, наверное… Но в тот момент я следовал камуи мау - «дыханию богов», наитию, импульс которого был достаточно сильным, что не услышать его.. Не беда, что в скором времени все они – мадры, ингусы, кану и беорги стёрлись, смылись пόтом и «стекли в океан»…. В океан смыслов – в семантическую Вселенную… Подобно тому, как курильские айны – «мохнатые курильцы» кидали в серные источники ивовые стружки инау с нанесенными на них персональными пиктограммами. Кто-то ведь читал эти знаки? Иначе ничего бы и не было…
Конец «прижима» у мыса Беллинсгаузена, на подходе к устью р.Устья, п-ов Терпения (Сахалин). Фото: Новопашин С.А., 2005
Во всяком случае, мои знаки, растворенные в соленой влаге пота, а затем в солёном прибое Охотского моря, окатившего меня и Виктора Микунова - «Климентича» на прижиме у мыса Беллинсгаузена, наверняка были прочтены и приняты к сведению Хозяином моря…
Продолжение следует